Статья: Мой ребенок непоседа (что такое гиперактивность).

 










 

Педагоги дошкольных учреждений, учителя младших классов, а так же и родители довольно часто в последнее время встречаются с нарушениями в поведении у детей. Такие дети требуют повышенного внимания со стороны взрослых и особого подхода в воспитании. Нарушения в поведении могут быть вызваны различными причинами и одной из них является диагноз «гиперактивность».

В переводе с лат. «активный» означает деятельный, действенный. «Гипер» с греч., над, сверху – указывает на превышение нормы. Таким образом, гиперактивный ребенок отличается несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развитием внимания, проявлением импульсивности.
Не смотря на то, что проблемой гиперактивных детей занимаются многие специалисты (педагоги, дефектологи, логопеды, психологи, неврологи) актуальность данной темы определяется тем, что в настоящее время бытует мнение среди педагогов и родителей, что гиперакивность – это всего лишь поведенческая проблема, а иногда просто «распущенность» ребенка или результат неумелого воспитания. Причем чуть или не каждого ребенка, проявляющего излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей.
Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправдана, т.к.синдром гиперактивности – это медицинский диагноз, право на постановку которого имеет только специалист. При этом диагноз ставиться только после проведения специальной диагностики, а никак на не основе фиксации излишней активности ребенка.

ПОНЯТИЕ ГИПЕРАКТИВНОСТИ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Больштнство исследователей выделяют три основных типа проявления гиперактивности:

1. Смешанный тип: гиперактивность в сочетании с нарушениями внимания.
2. Невнимательный тип: превалируют нарушения внимания.
3. Гиперактивный тип: доминирует гиперактивность.

Дети с синдром дефицита внимания и гиперактивности (далее СДВГ) имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, плохо учаться в школе. Помимо трудностей в обучении, СДВГ проявляется двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях со сверстниками, окружающими.
СДВГ – дисфункция центральной нервной системы (ЦНС), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти.
Термин «синдром дефицита внимания» был выделен в начале 80-х годов из более широкого понятия «минимальной мозговой дисфункции». ММД - это множество микроповреждений мозговых структур при этом грубые очаговые повреждения мозга отсутствуют. В зависимости от поражения возникают более или менее выраженные проявления двигательной расторможенности. Причиной нарушения поведения выступаюет дисбаланс процессов возбуждения и торможения в ЦНС.
СДВГ может быть как первичным, так и возникать в результате других заболеваний, то есть иметь вторичный или симптоматический характер (психические заболевания, последствия пренатальных (заболеваний во время беременности)и инфекционных заболеваний и поражений центральной нервной системы.
Большинство исследователей предполагают генетическую природу синдрома. В семьях детей с СДВГ нередко имеются близкие родственники, имевшие в школьном возрасте аналогичные нарушения.
Наряду с генетическими, выделяют семейные, пренатальные факторы риска развития СДВГ. К семейным относятся низкое социальное положение семьи, наличие криминального окружения, тяжелые разногласия между родителями. Особенно значимыми считаются психиатрические нарушения, алкоголизация и отклонения в сексуальном поведении матерей.
Пренатальные факторы риска развития СДВГ включают внутриутробную гипоксию плода(кислородное голодание), чему способствуют условия в которых проходит беременность. Никотин, спазмирует артерии матки, отнимает у ребенка питание и кислород, кроме того, он вреден для нервных клеток. Алкоголь, проникая через планцету в кровь, причиняет мощный вред формирующему мозгу. Серьезную опасность представляют и некоторые лекарства. Чрезвычайно опасны во время беременности травмы в области живота. На развитие СДВГ могут влиять и психологические травмы, всевозможные стрессы будущей матери, а так же нежелание иметь ребенка.
Большую значимость имеют и иммунологическая несовместимость по резус-фактору, и возраст родителей. Риск заболеваний велик, если возраст матери во время вынашивания ребенка был меньше 19 или больше 39, у отца выше 39.
На развитие заболевания воздействуют и осложнения при родах: преждевременные, скоротечные, затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом при кесарево м сечении, продолжительный безводный период до рождения ребенка. Все это может отрицательно отразиться на развитии ребенка, его мозговой деятельности. Но, как замечают врачи, если лечение данных отклонений начать в раннем возрасте, то СДВГ может не произойти.
Так же причиной гиперактивности детей может быть из-за дефецита в организме питательных элементов. У многих гиперактивных детей в организме не хватает таких микроэлеменитов, как цинка, магния, витамина В12, йода.
Всевозможные добавки, пищевые красители, консерванты, шоколад, сахар, нитраты при употреблении в большом количестве могут быть причиной СДВГ.
На развитие СДВГ может влиять экологическая обстановка. В организме гиперактивных детей содержиться большое количество свинца и очень часто алюминия.
Первые проявления СДВГ иногда можно наблюдать уже на первом году жизни. Дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к различным раздражителям, отличаются громким плачем, нарушением сна, могут немного отставать в двигательном развитии, а так же в речевом.
В 14-16 месяцев все, что попадает в руки детей, разбирается на части,бросается , раскидывается. Созидательная, конструктивная игра у таких детей практически отсутствует. Ребенок чрезмерно активен, подвергает себя опасности.
При поступлении в дошкольное учреждение такому ребенку очень трудно усидеть на месте во время занятий и выполнять определенные предъявляемые требования. Ухудшение течения заболевания происходит с началом систематического обучения (в возрасте 5-6 лет).В это время возможна постановка диагноза СДВГ медиками.
Что бы обнаружить гиперактивного ребенка в группе детского сада, необходимо долговременно за ним наблюдать, проводить беседы с родителями. Если у ребенка проявляются признаки гиперактивности, то воспитатель может предположить, что ребенок гиперактивен.

ОСОБЕННОСТИ ГИПЕРАКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В старшем дошкольном возрасте у детей формируется произвольность внимания, увеличивается время, отведенное на занятия, что требует от детей усидчивости, саморегуляции.
Эмоциональное развитие детей с СДВГ как правило задерживается, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, заниженной самооценкой. Данные признаки зачастую сочетаются с тиками, головными болями, страхами. Не смотря на то, что дети с СДВГ обладают хорошим интеллектом, тем не менее, им сложно справляться на занятиях с предлагаемыми заданиями, так как они испытывают трудности в организации и окончании работы. Такие дети очень быстро отвлекаются и даже могут отказываться от выполнения задания. Их работы выглядят неопрятно, они четко не выполняют инструкции воспитателя. Ответы на поставленные вопросы они просто угадывают не задумываясь о причинно-следственных связях. Дети с СДВГ не в состоянии ответственно относиться к выполнению обыденных поручений, оказывать элементарную помощь в организационных моментах. Замечания и наказания не приводят к желаемым последствиям.
В силу своей нетерпеливости и легкой возбудимости дети с гиперактивностью вступают довольно часто в конфликты с ровесниками и взрослыми. Следует отметить, что дети с СДВГ не признают авторитетов, не способны предугадать результаты своего поведения. Если у ребенка могут складываться отношения с одним - двумя партнерами, то в большой группе детей, например, во время коллективной игры, выполнять правила ему не под силу. Он часто является источником конфликтных отношений. Гиперактивный ребенок самостоятельно может модифицировать правила игры, но беда в том, что соблюдать правила самому не удается. И очень часто дети отказываются принимать правила своего гиперактивного товарища, на этом фоне могут возникнуть столкновения, в результате которых гиперактивный ребенок может проявлять агрессию.
Дефицит внимания, самоконтроля и контроля подтверждается следующими особенностями поведения детей: перескакиванием с одного дела на другое, недостаточно четкой пространственной координацией движения (заезжает за контуры рисунка, задевает при ходьбе за углы). Тело ребенка как бы не "вписывается" в пространство, задевая предметы, натыкаясь на простенки, дверные проемы. Несмотря на то, что нередко у таких детей "живая" мимика, быстрая речь, подвижные глаза, они часто оказываются как бы вне ситуации: застывают, выключаются, "выпадают" из деятельности и из всей ситуации, т.е. "уходят" из нее, а затем, спустя некоторое время, снова в нее "возвращаются".
Дети с СДВГ часто страдают от сравнения с другими детьми: постоянные замечания взрослых способствуют формированию заниженной самооценки.
Без проведения целенаправленной работы с детьми СДВГ в старшем дошкольном возрасте они не готовы к школьному обучению в связи с замедлением темпов функционального созревания коры головного мозга и подкорковых структур. Поэтому вопрос о готовности к школе для гиперактивных детей должен решаться в каждом конкретном случае психологом и наблюдающим ребенка врачом.

КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА?

Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой. Поведение тревожного ребенка социально не разрушительно, а гиперактивный часто является источником разнообразных конфликтов, драк и просто недоразумений.
Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.

Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком)

Дефицит активного внимания:
1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
2. Не слушает, когда к нему обращаются.
3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
4. Испытывает трудности в организации.
5. Часто теряет вещи.
6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность:
1. Постоянно ерзает.
2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.
4. Очень говорлив.

Импульсивность:
1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
3. Плохо сосредоточивает внимание.
4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.
6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет).

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.
Часто взрослые считают, что ребенок гиперактивен, только на том основании, что он очень много двигается, непоседлив. Такая точка зрения ошибочна, так как другие проявления гиперактивности (дефицит активного внимания, импульсивность) в этом случае не учитываются. Особенно часто педагоги и родители не обращают должного внимания на проявление у ребенка импульсивности. Что же такое импульсивность? В психологическом словаре этот термин объясняется так: “Импульсивность — особенность поведения человека (в устойчивых формах — черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних эмоций. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все “за” и “против”, он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях” (1997, с. 132). Выявить импульсивность можно с помощью анкеты “Признаки импульсивности”, которая рекомендована научно-методической комиссией Министерства образования Украины. Она разработана для педагогов, не содержит специальных медицинских и психологических терминов, и поэтому не вызовет трудностей при ее заполнении и интерпретации.

Признаки импульсивности (анкета)

Импульсивный ребенок:
1. Всегда быстро находит ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и неверный).
2. У него часто меняется настроение.
3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя.
4. Ему нравится работа, которую можно делать быстро.
5. Обидчив, но не злопамятен.
6. Часто чувствуется, что ему все надоело.
7. Быстро, не колеблясь, принимает решения.
8. Может резко отказаться от еды, которую не любит.
9. Нередко отвлекается на занятиях.
10. Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ.
11. Обычно уверен, что справится с любым заданием.
12. Может нагрубить родителям, воспитателю.
13. Временами кажется, что он переполнен энергией.
14. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.
15. Требует к себе внимания, не хочет ждать.
16. В играх не подчиняется общим правилам.
17. Горячится во время разговора, часто повышает голос.
18. Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.
19. Любит организовывать и предводительствовать.
20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.

Для получения объективных данных необходимо, чтобы 2—3 взрослых человека, хорошо знающих ребенка, оценили уровень его импульсивности с помощью данной анкеты.
Затем надо суммировать все баллы во всех исследованиях и найти средний балл. Результат 15 - 20 баллов свидетельствует о высокой импульсивности, 7—14 — о средней, 1—6 баллов — о низкой.

КАК ПОМОЧЬ ГИПЕРАКТИВНОМУ РЕБЕНКУ?

Наибольший эффект в работе с детьми, имеющими СДВГ достигается при сочетании различных методик психологической работы как с самим ребенком, так и с его родителями и медикаментозной терапии.

Психологи центра консультирования и тренинга «Статус» предлагают для работы с гиперактивными детьми следующие услуги:

1. Индивидуальную работу с ребенком методом песочной терапии, консультации родителям.
2. Групповые занятия для детей.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ.

Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя или учителя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите, чтобы он был внимательным, выполняя какое-либо задание, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребенок постарается какое-то время вести себя “хорошо”, но уже не сможет сосредоточиться на задании.
В другой раз, в подходящей ситуации, вы сможете тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания. Если у ребенка высока потребность в двигательной активности, нет смысла подавлять ее. Лучше попытаться научить его выплескивать энергию приемлемыми способами: занимаясь плаванием, легкой атлетикой, танцами, футболом.
Конечно же, воспитатели детских садов и школьные учителя обязаны помнить, что гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале урока, а не в конце. Интересно, что ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.
Нагрузка ребенка должна соответствовать его возможностям. Например, если дети в группе детского сада могут заниматься какой-либо деятельностью 20 минут, а гиперактивный ребенок работает продуктивно лишь 10 минут, не надо заставлять его продолжать занятие дольше. Пользы это не принесет. Разумнее переключить его на другой род деятельности: попросить полить цветы, накрыть на стол, поднять “случайно” оброненный карандаш и так далее. А если ребенок в состоянии будет продолжить занятие, можно разрешить вернуться к нему.
Школьный урок продолжается 40—45 минут, и любой ребенок должен подчиняться режиму. К сожалению, гиперактивный ребенок не в состоянии поддерживать активное внимание в течение такого длительного отрезка времени. Ему будет легче, если урок разделить на короткие периоды. Например, после выполнения 2—3 заданий, можно поиграть с детьми в какую-либо игру, провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев.
Психологи заметили: чем более драматичен, экспрессивен, театрален воспитатель, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все неожиданное, новое. Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет.
В процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы педагог может понизить требовательность к аккуратности. Это позволит сформировать у ребенка чувство успеха (а как следствие — повысить учебную мотивацию). Детям необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у них должна повышаться самооценка.
Школьные программы, по которым учатся наши дети, усложняются год от года. Растет нагрузка на детей, увеличивается интенсивность занятий. Порой за 45 минут урока ученикам приходится сменить род деятельности 8—10 раз. Для детей без отклонений это имеет положительное значение, поскольку монотонная, однообразная работа надоедает. Но гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой, даже если этого требует учитель или воспитатель. Поэтому взрослому необходимо договариваться с ребенком заранее, подготавливая его к смене рода занятий. Учитель в школе за несколько минут до окончания времени выполнения какого-либо задания может предупредить: “Осталось 3 минуты”.
Помимо этого, в группе детского сада или в классе на специальном стенде можно отметить основные моменты распорядка дня, очередность выполнения заданий, правила поведения. Причем и дошкольникам, и школьникам будет легче и удобнее воспринимать информацию, если для этой цели использовать не только слова, но и символы, понятные детям.
Для того чтобы у ребенка не возникали отрицательные эмоции по отношению к взрослому, который отрывает его от интересного и понятного дела, можно использовать не словесные сигналы, а, к примеру, сигнал таймера, заведенного на определенный отрезок времени. О том, на какое время завести таймер и что необходимо будет сделать после его сигнала, с ребенком тоже договариваются заранее. В этом случае у него не возникает агрессии по отношению к педагогу, и он готов к перемене вида деятельности. Конечно, это не решит полностью проблемы, но поможет педагогу сохранить добрые отношения с ребенком.
С первых же дней обучения в школе ребенку необходимо перестраивать свою жизнь, менять привычки. На каждом уроке и даже на перемене ему приходится подчиняться новым требованиям и правилам. Гиперактивному ребенку очень тяжело заставить себя делать то, что требуют взрослые, ему приходится особенно трудно. Именно поэтому желательно уже в детском саду учить детей соблюдать определенные правила и следовать инструкциям.
Для этого можно использовать следующий прием. Когда педагог дает детям новое задание, он может попросить именно гиперактивного ребенка “озвучить” правило его выполнения, рассказать сверстникам, как и что надо сделать. А для получения более эффективного результата можно еще до начала работы обсудить с ребенком, что он сам себе хочет посоветовать для успешного выполнения задания. Если ребенок уже умеет писать, пусть он напишет правило (инструкцию) на листе бумаги и поместит его на видном месте.
В процессе работы, если ребенок нарушит одно из правил, установленных им же самим, взрослый может без лишних слов указать ему на список правил. Свод правил может иметь постоянное название, например, “Советы самому себе”. В тех случаях, когда составление такого свода правил невозможно или нецелесообразно, педагог может ограничиться только словесной инструкцией. Но при этом важно иметь в виду: инструкция должна быть очень конкретной и содержать не более десяти слов. В противном случае ребенок все равно не услышит взрослого и не запомнит инструкции, а, следовательно, не сможет выполнить задание. Педагог должен четко установить правила и предупредить о последствиях их несоблюдения. Однако следует объяснить ребенку, что если он “нечаянно” нарушит какое-либо правило, это не означает, что все для него потеряно и дальше уже незачем стараться. Конечно же, он может исправить свою ошибку. У него все получится. Вы верите в это.
Система поощрений и наказаний должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной. И тут приходится учитывать особенности гиперактивного ребенка: он не умеет долго ждать, поэтому и поощрения должны носить моментальный характер и повторяться примерно через 15 — 20 минут. Один из вариантов поощрения — выдача жетонов, которые в течение дня можно обменять на награды. Как же придумать, чем можно наградить ребенка?
В детском саду воспитатели могут узнать, что любят дети, во время бесед с ними или, попросив их выполнить рисунки на тему “Когда я счастлив”, “Я счастлив, я доволен...”. В школе же легко узнать о предпочтениях ребенка из его сочинений на те же темы. В дальнейшем это поможет педагогу стимулировать действия ребенка.
Поскольку гиперактивный ребенок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого. В любой ситуации оставайтесь спокойными. Помните: нет хладнокровия — нет преимущества! Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти). И тогда, избежав эмоциональной вспышки, вы избежите и чувства вины за проявление своей слабости, сможете лучше понять ребенка, который так нуждается в вашей поддержке.

Психолог-консультант ЦКТ «Статус» Кирменева Оксана.

При подготовке материала были использованы следующие литературные источники:

1. Максимова А. Гиперактивность и дефицит внимания у детей/А. Максимова.- Ростов н/Д.:Феникс,2006.
2. Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми/ Лютова Е.К., Монина Г.Б.- СПб.:ООО Издательство «Речь»,2001.
3. Лютова Е.К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми/ Лютова Е.К., Монина Г.Б. - М., 2000.

 

 

 

Hosted by uCoz