Статья: Особенности ораторского мастерства.

 










 

Низкая языковая культура речи существенно снижает деловой потенциал и не позволяет максимально реализовать свои возможности на производстве специалисту в условиях современной экономической ситуации. Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи сегодня являются обязательным условием любого делового общения.

Чтобы преуспеть в воздействии на людей в общении на производстве, необходимо использовать такой сильнодействующий стимулятор формирования имиджа, как речь.

Чем совершеннее человек овладеет речевой культурой, тем привлекательнее будет его вербальный имидж. Деловые люди должны владеть техникой непосредственного контакта, как на индивидуальном, так и на массовом уровне, уметь обращаться со словом и со своими эмоциями.

Рассмотрим некоторые аспекты становления литературного языка и особенности речевой культуры, способствующие успешному деловому общению.

Рассматривать особенности устной публичной речи, начнем с определения ее отличия от письменной. Между формами устной и письменной речи существуют принципиальные различия, которые связаны с условиями производства речи и ее восприятием.

Письменная речь обладает особенными средствами выражения, которые не применяются в устной форме: буквы алфавита, пунктуационные знаки, шрифты, знаки, пробел, курсив и т. п. Слуховое восприятие речи совершенно иное, чем зрительное восприятие, и написанную речь можно перечитывать по несколько раз.

В то время как озвученная письменная речь воспринимается слушающими не более чем на 50 %. Поэтому, основным орудием устной речи является звук. В звучащей речи важны интонация, изменение высоты тона, усиление и ослабление звука, логические ударения, темп и т. д.

Письменная речь готовится заранее, ее можно исправлять, пользуясь словарями и справочниками. Для корректировки устной речи практически нет времени, так как часто формирование мысли и ее воспроизведение вслух происходит в одно и то же время, а это в свою очередь требует владения навыками правильной и связной речи.

Устная речь может быть выражена двумя формами: диалога и монолога. Эти формы состоят из реплик. Наиболее употребительные виды реплик диалогической формы устной речи – побудительные и вопросно-ответные. Монологическая форма предусматривает повествовательно-информативные и экспрессивно-эмоциональные реплики. Монологические формы устной публичной речи характеризуются удаленностью собеседников, отсутствием их непосредственного общения. Если диалог чаще всего подразумевает разговор двух лиц, тем или иным образом связанных между собой, то монолог адресуется целому ряду лиц, возраст, образование и состав которых разнообразны и неоднородны. Этот факт не позволяет рассчитывать на непосредственное понимание и заставляет пользоваться традиционными формами литературного языка.

Таким образом, учитывая все сложности устной публичной речи, оратору необходимо обладать следующими знаниями и навыками:

1) уверенностью в себе во время публичных выступлений;

2) умением непрерывно говорить на определенную тему;

3) умением четко выражать свои мысли и выстраивать их в точной последовательности;

4) умением привлечь внимание аудитории;

5) экспрессивностью и яркостью при выступлениях;

6) артистизмом;

7) умением убеждать и т. д.

Немаловажным является и умение оратора ответить на любой заданный вопрос, продемонстрировать свой личный интерес по данной проблеме.

Во время произнесения речи важно помнить некоторые основные моменты.

• Внешний вид оратора должен соответствовать как характеру аудитории, так и теме доклада.

• Также важны дикция и артикуляция говорящего, интонация, громкость и выразительность его речи.

• Во время выступления необходимо следить за тоном своей речи. Изменения тона голоса, темпа речи требуют сознательного усилия.

• Речь должна быть свободной, четкой, экспрессивной, грамотной.

• Следует избегать сложных оборотов, слов-паразитов, иностран ных терминов без дополнительного разъяснения.

• Следует выбирать такой темп речи, чтобы не запинаться, не допускать неуместных пауз и повторов.

• Выступление допускает чтение по подготовленному заранее тексту, однако это может привести аудиторию к мысли о неумении оратора говорить публично, поэтому речь, произносимая без листка, воспринимается легче, доходчивее и вызывает доверие и уважение к говорящему.

• В качестве подсказки допускается наличие тезисов, плана-конспекта, чтобы оратор не потерял нить изложения. Однако к публичному выступлению следует готовиться заранее, чтобы речь звучала убедительно, интересно.

• Но на каких-либо официальных собраниях допускается чтение по подготовленному материалу, если речь идет о статистических данных. Приблизительность цифр неуместна и недопустима.

• Выступление должно быть четким, компактным, оно должно содержать определенные идеи в развернутом виде.

Мастерство оратора заключается и в том, чтобы суметь наладить психологический контакт со слушателями.

• Необходимо обоюдное внимание и взаимопонимание с аудиторией.

• По ходу выступления допускаются и даже приветствуются небольшие паузы, реплики, обсуждения, чтобы оратор мог увидеть реакцию слушателей на сказанное. Это возможно лишь при хорошем, грамотном владении материалом. Длинные паузы в речи свидетельствуют о плохом знании предмета.

• При возможном возникновении диалога со слушателями оратор должен проявлять такт.

Таким образом, анализируя полученные результаты, мы можем сделать вывод о том, что публичная речь или ораторское искусство требует от оратора знаний психологических и коммуникативных культур. И успешность выступлений зависит от точности формулировок, понятности, грамотности, чистоты выразительности и красоты звучания речи, а так же от умения оратора общаться с аудиторией.

Желающих обучиться публичным выступлениям, приглашаем на тренинги:

  • «Эффективная самопрезентация»;

  • «Как успешно провести презентацию»;

  • «Успешная презентация на рынке услуг».

  •  

     

     

    Hosted by uCoz