Статья: Коррекция эмоциональных нарушений у детей методом песочной терапии. |
---|
|
На разных этапах развития у ребенка появляется множество трудностей психологического плана, требующих своевременного обнаружения и коррекции. Появление «нежелательных» психологических новообразований создает предпосылки для нарушения развития личности ребенка, поэтому коррекция трудностей у детей любого возраста имеет важное значение для формирования психологически здоровой личности. Коррекция и профилактика требуется детям с высокой тревожностью, страхами, агрессивным детям, детям с затруднениями в сфере межличностных отношений, при возникновении сложных семейных ситуаций и т. д. В наш центр (ЦКТ «Статус») очень часто обращаются родители, и лица их заменяющие, дети которых имеют подобного рода сложности. Одним из наиболее часто применяемых методов в работе с детьми мы можем назвать песочную терапию (Sandplay Therapy). Для организации песочной терапии необходимы два подноса с песком, кувшин с водой, столы для подносов, миниатюрные предметы, открытые полки или ящички для игрушек, фотоаппарат. Для того чтобы нашим клиентам было наиболее комфортно работать с песком, мы очень тщательно следим за его экологией, регулярно проводя обработку водой и высокой температурой. Сотрудники ЦКТ «Статус» используют песок для диагностических, развивающих и терапевтических целей. Обычно диагностический этап длится одну-две консультации, после предварительного прояснения запроса от родителей. Далее мы обсуждаем все происходящее с родителями, корректируется запрос и начинается непосредственно коррекционная (терапевтическая) работа. Длительность и особенности работы в каждом случае индивидуальны. Родителям предлагается наблюдать за процессом и, как правило, они понимают, о чем говорит ребенок, что его тревожит. Преимуществом песочной терапии является то, что возможность самовыражения клиента не ограничивается словами. Картина, построенная ребенком, может передать чувства, эмоции, конфликты, не доступные словесному выражению. Создание песочной композиции – в отличие, например от рисунка – не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно сделать что-то не так, это особенно важно для детей с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью. Дети с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны, игра дает им богатые кинестетические ощущения, снижает эмоциональное возбуждение. Агрессивные дети, устраивая настоящую войну, выплескивают весь накопившийся негатив на выбранных им персонажей. Для детей переживших психическую травму такая игра помогает заново пережить травмирующее событие, и возможно, избавиться от связанных с ним переживаний. Впечатляющим примером для нас послужило применение данного метода с клиентом нашего центра Н. 7 лет. Ребенку пришлось пережить очень тяжелую психологическую травму в связи с потерей родителей. Ситуация осложнялась еще и тем, что ребенок не присутствовал при погребении. В связи с пережитой травмой отмечалась повышенная тревожность, нарушение контакта с окружающими. Песок и фигурки позволили ему прожить этот процесс и завершить его, используя только символический язык игры. После терапии состояние ребенка значительно улучшилось, прекратились истерики, исчезли нервные тики. Помимо описанной выше работы, мы уделяем внимание и темам психосоматики. Эта область сложна и интересна. В практике центра работа с детьми с бронхиальной астмой, аллергией, кашлем, неврологического характера, частыми простудными заболеваниями, воспалением поджелудочной железы. В основе этих проявлений лежат эмоциональные нарушения, вызванные сложной семейной ситуацией, длительным стрессом. Безусловно, необходимо отметить, что формы работы с разными клиентами и проблемами, будут различны, что позволяет нам реализовать весь творческий потенциал и накопившийся за годы практики опыт. В результате анализа сотрудниками нашего центра была отмечена эффективность применения песочной терапии с клиентами разных возрастных категорий, а особенно с детьми дошкольного возраста. Мы считаем, что внедрение данного метода в образовательные учреждения позволит решать возникающие трудности у детей более эффективно. |
---|