Статья: В семье ребенок-подросток

 










 

«Когда ребенок подрос,
для родителей самое время
научиться стоять на собственных ногах».

Франсис Хоуп

И вот в доме появился малыш!

Такой маленький, беспомощный и родители окружают его вниманием, заботой, а он в свою очередь,  начинает благодарить  их  своей улыбкой и желанием быть всегда рядом.

Ребенок подрастает, заботливые  родители теперь стараются обучать и развивать свое «чадо». Знакомят с окружающим миром: водят в театры, музеи, зоопарки и с удовольствием наблюдают за удивлением и восхищением малыша. В дошкольном детстве значимым окружением для ребенка являются его близкие, когда  они рядом, малыш тоже спокоен. Завязать шнурки, почитать книжку, объяснить что-то не понятное .

Мама и папа – это первые учителя ребенка в уроках общения с окружающими. Своим примером, а где-то и советом они помогают своим детям адаптироваться в многообразии социального окружения, которое расширяется с каждым годом: двор, улица, детский сад, первый класс…

Постепенно круг значимых людей для ребенка расширяется, и первое место начинают занимать сверстники. Время идет, ребенок все чаще принимает самостоятельные решения. Он сам начинает выбирать друзей, в какие кружки ходить, чем заниматься в свободное время,  у ребенка появляются новые интересы, которые порой не совпадают с интересами родителей и в это время  он в первый раз сталкивается с возмущением. А ребенок начинает сравнивать себя с взрослым и приходит к такому выводу, что между взрослыми и ним никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, что бы его больше не считали маленьким,  он осознает, что так же обладает правами. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремиться быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям. И ребенок начинает сопротивляться ранее не вызывавшим протеста требованиям со стороны родителей, активнее отстаивая свои права на самостоятельность.

Но, не смотря на внешнее противодействие взрослым, подросток испытывает потребность в поддержке. Так же характерны для этого возраста частые смены настроения, от безудержанного веселья к унынию и обратно. Причем явных значимых  причин для подобных эмоциональных перемен зачастую, просто не существует. Подросток начинает управлять своими эмоциями и очень часто он может скрывать под маской безразличия тревогу, волнение, огорчение. А в определенных обстоятельствах (конфликты со взрослыми, товарищами) подросток может проявить и большую импульсивность в поведении. Иногда от тяжело переживаемой обиды он способен на бегство из дома и даже на попытку самоубийства.

Что же происходит с родителями?

Чаще всего родителям очень трудно разобраться и понять себя.
Так долго ждали самостоятельности ребенка, а столкнулись с изменениями в отношениях и появился страх:
• а вдруг влияние друзей?
• а хорошо ли готов мой ребенок к испытаниям, которые ждут его на каждом шагу?
• а вдруг попробует пива?
• а вдруг…

Чувства вины, страха, отчаяния  сменяют друг друга.

А происходит это, потому что родители вспоминают себя в этом возрасте, и очень сильно хотят огородить своих  детей от переживаний. Очень часто задаются вопросом: «А все ли я сделал правильно?», потому что очень хочется быть «хорошим» родителем.

А в некоторых случаях родители просто не успевают  понять, «когда же ребенок стал взрослым?», и не признают его право на самостоятельность. Продолжая общаться с ребенком на привычном для родителей языке (как раньше) сталкиваются с агрессией. Ребенок пытается и поведением и ответами показать, что он другой, и общаться с ним нужно на новом уровне. Очень часто в это время и возникают конфликты, ссоры которые в некоторых случаях могут закончиться обвинениями и отчуждением. В это время и ребенок, и родители чувствуют себя несчастными.
 

Когда такое происходит, помогает попытка понять друг друга.

А если вы друг друга поймете, то, может быть, вам удастся поговорить о чувствах,- а тогда уж точно все уладиться.

Психологи Центра консультирования и тренинга «Статус» всегда готовы оказать профессиональную помощь.

 

 

 

Hosted by uCoz