|
Начало школьного обучения - новый этап в жизни ребенка, который и родители и сам малыш ждут с нетерпением и, конечно же, волнуются. Родители обеспокоены тем, как сложатся отношения у ребенка в классе с ребятами, с учителем, переживают за его успеваемость. Ребенка зачастую тревожат мысли о том, что ему придется быть в чужой, незнакомой обстановке, с новыми людьми.
На что следует обратить внимание при подготовке детей в школу? Попробуем разобраться.
Физиологическое развитие ребенка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основой для социальной и психологической готовности. Часто болеющие дети, физически ослабленные даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении. Поэтому особое внимание следует уделить медицинскому обследованию по готовности ребенка к систематическому обучению, что даст возможность определиться как в выборе школы, так и выборе обучающих программ.
До семи лет поведение ребенка можно описать схемой «захотел-сделал». Внешне ребенок такой же, как и внутри. Его поведение понятно и легко читается окружающими. При поступлении в школу, согласно возрастным особенностям, его поведение становиться осознанным и может быть описано другой схемой: «захотел-осознал-сделал». Ребенок начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним, к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты своей собственной деятельности. Появляется ясно выраженное стремление к тому, что бы занять более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Поэтому важным аспектом является социальная готовность к обучению, которая выражается к позиции школьника, к стремлению учиться, новой социально-значимой деятельности. Если Ваш ребенок выполняет те или иные поручения взрослых, берет на себя обязанности, становиться помощником в семье, то он достиг школьного возраста.
В структуре готовности к обучению в школе очень важны мотивы учения, т.е. потребности, интересы, убеждения, представления ребенка, по причине которых он хочет идти в школу.
Данные таблицы позволят Вам определить мотивы учения ребенка.
В таблице даны возможные ответы ребенка на вопрос: «Почему ты хочешь идти в школу?» и некоторые особенности поведения в домашних условиях.
Тип мотива |
Характер поведения и возможный ответ ребенка |
1.Социальные мотивы |
«Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно» |
2.Учебно-познавательные мотивы |
Стремление к новым знаниям, желание научиться читать и писать, широкий круг интересов. |
3.Оценочный мотив |
«Я хочу в школу, потому что там буду получать только пятерки». |
4.Позиционный мотив. |
« Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель». |
5.Внешние мотивы, не связанные со школой. |
«Я пойду в школу, потому что мама так сказала» |
6.Воспринимает школу, как новую игру. |
«Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями». |
Соответствия ответов и поведению ребенка первому и второму пункту свидетельствует тому, что внутренняя позиция имеет содержательный характер. Преобладание других ответов говорит об ориентации на дошкольные виды деятельности.
Особое внимание заслуживает развитие психических процессов таких, как, память, мышление, внимание, воображение, а так же мелкой моторики и речи. Определить уровень развития, которых Вам помогут специалисты нашего Центра консультирования и тренинга «Статус».
Очень важным аспектом успешного обучения ребенка в школе является его умение взаимодействовать со сверстниками, выполнять задания, которые требуют совместных усилий, тесного контакта друг с другом. Если Вы заметили, что Ваш ребенок очень трудно находит контакт со сверстниками, все чаще сидит в стороне и наблюдает за игрой других детей, или просто не умеет принимать правила игры и очень агрессивен, то на базе нашего ведется набор в группу для детей дошкольного возраста. Занятия помогут ребенку осознавать свое эмоциональное состояние и окружающих, принимать и устанавливать правила игры, вступать в контакт и научиться строить общение в коллективе сверстников.
На базе нашего центра функционирует группа психологической подготовки детей к школьному обучению
«Хочу в школу!»
В статье использованы материалы Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе.- М.:2002. |